Главная » Лепка скульптурного портрета: основные понятия

Скульптурный портрет, бюст

Лепка скульптурного портрета: основные понятия

Лепка скульптурного портрета

Скульптурный портрет – замечательная возможность запечатлеть во внешнем облике очертания характера. Сложность портретных изображений заключается не только в техническом исполнении, но и в точном отображение внутреннего мира модели. Скульптор на станке превращает глину в портрет и раскрывает в нём душевный мир портретируемого с помощью своих рук и внимательности. Чтобы создавать шедевральный скульптурный портрет необходимо умело объединять мастерство лепки с талантом психолога.

Подготовка каркаса

Для устойчивости скульптуры необходим надежный каркас, который легко делается самостоятельно. В центре плинта фиксируется вертикальной деревянный брусок. Его можно крепить под наклонном к основе, как бы повторяя с профиля силуэт шеи и головы, или так, чтобы между основой и бруском образовался угол 90 °.

Начало лепки

На каркас скульптор набирает массу головы из глины, соблюдая при этом пропорции и размер головы в целом. Начинать стоит от общих очертаний – анфас, тыл и профиль. Идти от эскиза, от общего к малому.   Чтобы передать структуру лица нужно отталкиваться от следующий точек: макушка — надбровные дуги — кончик носа — низ подбородка. Набирая объем нужно следить за тем, чтобы каркас не выглядывал из рабочего материала. И начинать нужно импульсивно, хватая  в целом характер портретируемого.

Пропорции лица

Стоит начать с расположения глаз, то есть определить их высоту посадки, ширину между ними и их размер. Пока работаете всегда держите по центру лица вертикальную линию чтобы относительно неё детали справа и слева расставлять симметрично. Все расчеты производятся относительно высоты головы – от макушки до подбородка. Допустим, чтобы определить высоту лба, нужно примерно прикинуть сколько раз он влезет в длину головы. Пользуйтесь циркулем. Из стандартных соотношений, лоб и голова соотносятся как 3:1. Рот располагается по середине между кончиком носа и краем подбородка, иными словами нужно определить расположение на этом промежутке верхней и нижней губы. Формирования лицо следите за формой головы в целом. От правильно взятых общих форм головы будет также зависеть успешный результат работы.

Коррекция деталей

Определив очертания, пропорции и найдя точное соотношение всех деталей лица,  скульптор приступает к коррекции, а точнее к пролепке. Прорабатывается мимика. Поправки вносятся постепенно, приближая каждую точку к реальности. И на этом же этапе мастер отображает характер, передает настроение и состояние внутреннего мира модели.

Черновая формовка и отливка

Когда скульптура завершена наступает завершающий этап – формовка и отливка. Формовка условно делит скульптуру на две части: спереди и сзади. Для разделения вставляются усёнки из алюминиевых пластин. Можно линию усёнок провести до ушей, а можно за ушами — решать вам. Подготавливается гипс, который  наносится на поверхность глины. Толщина слоя на лице составляет от 1.5 до 2.5 см., толще для краев формы.

После затвердевания гипса, примерно через 30 минут, открывается  форма.  Если в частях формы осталась глина, её необходимо промыть водой до полной чистоты. А затем форму промазать  разделяющим составом  ( лак НЦ или акриловый потом вазелин) и делать отливок из выбранного материала. После чего форма аккуратно разбивается.

Учебники по лепке

В этой статье мы подошли к вопросу лепки портрета очень поверхностно. Более глубокие знания рекомендуем вам подчерпнуть в учебниках по лепке. Например очень хорошее пособие написано английским скульптором-педагогом Эдуардом Лантери. Ну и конечно же надо много практиковаться и возможно даже брать уроки лепки.

Скульптуры на заказ