Главная » О скульптуре

О скульптуре

Здесь мы вкратце расскажем о скульптуре и процессе создания в различных материалах. Речь пойдет о сложившихся веками техниках. Керамику и декоративно-прикладное искусство в этом разделе мы не рассматриваем.

Есть два способа получить готовый трехмерный объект — ваяние и лепка. Ваяние это высечение из твердого материала (камень, дерево и др.) т.е. отбрасывание лишнего. Лепка же наоборот — набор из мягкого материала (глина, пластилин) нужного объема с нуля.

Лепка

Лепка в глине или пластилине начинается с изготовления каркаса. Поскольку мягкий материал податлив, но совершенно не обладает несущей способностью. Из дерева, металла, проволоки, вспененного полиуретана и пр. создается каркас. Он должен выдержать не только большую массу глины, но и будущую форму, которая тоже имеет значительный вес.

Без каркаса в скульптуре не обойтись.

Каркас крепится на подвижную платформу соответствующего размера: станок, подиум. Это позволяет легко крутить объект вокруг своей оси и перемещать по мастерской для контроля всех ракурсов. Если объект большой, скажем, памятник в несколько метров высотой, то работа над скульптурой включает в себя еще и сооружение лесов для доступа к любой точке будущего объекта. В этом случае площадь и высота потолков мастерской должны соответствовать задаче. Создание каркаса требует серьезных инженерных знаний и навыков.

Далее скульптор набирает с помощью глины объем задуманного объекта, постепенно переходя к детализации. Консистенция глины не постоянна, она высыхает и трескается на воздухе. Для поддержания необходимой влажности требуется регулярно опрыскивать скульптуру водой и плотно закрывать тонкой пленкой каждый раз после работы. Лепка представляется внешне простым действием, но подразумевает огромное количество знаний в разных областях, наблюдательность, усердие и, разумеется, талант. Большинство наших скульпторов, помимо Академии, закончили еще и художественное училище, продолжительность обучения составила как минимум 12 лет. Активно работая, скульптор продолжает совершенствовать свое мастерство.

скульптура из глины в размер человека. Выполнена на глаголи.

Существуют полимерные пластичные материалы, позволяющие использовать слепленный объект как конечное изделие, но они, увы, не долговечны. По этой технологии требуется время для отверждения материала при комнатной температуре или запекание при средних температурах бытовой духовки. Так же, но с помощью высоких температур создаются керамические изделия. Но это отдельная большая и сложная отрасль. Там не рекомендуется использовать каркас. Есть ограничения по размеру скульптуры.

 

Формовка

Когда скульптура слеплена, необходимо зафиксировать результат и создать форму. Они бывают двух видов: гипсовая — одноразовая и силиконовая — многоразовая. Образно говоря, форма в скульптуре сродни негативу в фотографии, но запечатлевает не изображение, а объем.

Гипсовая форма

На глину наносится гипс нужной консистенции который, застывая, фиксирует поверхность. Но сначала скульптура делится на части так, чтобы в последствии было удобно разнять гипс от глины и промыть. В результате получаются отдельные чистые гипсовые корки, при составлении которых внутренним объемом воссоздается скульптура. Толщина корок зависит от размера скульптуры. Используются особые метки и замки в гипсе чтобы части формы четко подходили друг к другу.

Для изготовления скульптуры гипсовая форма так или иначе наполняется выбранным материалом. Это может быть гипс, полимеры, бетон или другой материал. Чаще всего отливок прокладывается стекловолокном или железной арматурой, для крепости. Чтобы гипс не склеился с внутренним материалом используют разделяющие жировые составы. После застывания внешняя корка аккуратно разбивается молотком и стамеской. Так, буквально по кусочкам высвобождается скульптура.

Черновая гипсовая форма.

Силиконовая форма

Силиконовая форма создается для многократного использования. Она состоит из двух слоев. Мягкий из силикона прочитывает поверхность скульптуры. Жесткий — твердые корки (кофр), которые держат общую форму. В этом случае части распределяют таким образом, чтобы можно было без потерь сначала отлить объект в эту форму, а после изъять его оттуда. Для крепления частей формы друг к другу и соединения двух слоев используются замки и болты.

Многоразовая силиконовая форма, пригодна для изготовления скульптур из различных материалов.

Металлическая скульптура

Для создания скульптуры из бронзы, алюминия используется форма из силикона.  Делается так называемая восковка — отливок из воска нужной толщины. Восковка целиком, или поделенная на части, формуется термостойкими материалами. Далее, расплавленный металл заливается в полученную форму, он вытесняет собой воск и застывает. Металлический объект извлекают, разбивая форму так же, как при формовке гипсом. Части, если они были, собирают в целое с помощью сварки. Скульптуру обрабатывают, чеканят и патинируют. Мелкие объекты делаются цельными, остальные полыми. Простые скульптуры больше рельефы можно отливать в оттиск, сделанный в термостойком составе, примерно как делают кубики льда в форме.

Ваяние

Используя цельный кусок твердого материала трудно сразу создать сложный объект. Как правило, скульптуру сначала лепят из глины, формуют и создают мастер модель из гипса, с которой делают копию в камне с помощью специального устройства — пунктир машины. Это прибор для переноса объемов и пропорций при копировании по точкам. Электрическим, пневматическим и ручным инструментом, постоянно сверяясь с оригиналом, высекают каменную скульптуру, это трудная и дорогостоящая работа. Натуральный камень долговечный, но тяжелый и дорогой, годится далеко не для всех композиционных решений в скульптуре. 

Существуют многочисленные симпозиумы по миру куда съезжаются скульпторы. И высекают свои скульптуры из очень больших блоков мрамора. Переносят композицию с небольшого эскиза, привезённого с собой. Кто увеличивает при помощи сетки, а кто с помощью хитроумных циркулей. Во всяком случае для такого метода подходят не очень сложные, весьма обобщенные композиционные решения.